Советы родителям гиперактивного
ребенка
Как определить имеет ли ребенок
синдром дефицита внимания с гиперактивностью или он просто активный? Давайте
разграничим эти понятия.
Активный ребенок:
- Большую часть дня "не сидит на месте",
предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы), но если его
заинтересовать - может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.
- Быстро и много говорит, задает бесконечное количество
вопросов.
- Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные
расстройства) - скорее исключение.
- Он активный не везде. К примеру, беспокойный и
непоседливый дома, но спокойный - в садике, в гостях у малознакомых людей.
- Он неагрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта
может и наподдать "коллеге по песочнице", но сам редко провоцирует
скандал.
Гиперактивный ребенок:
- Он находится в постоянном движении и просто не может себя
контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а
выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.
- Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не
дослушивает. Задает миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.
- Его невозможно уложить спать, а если спит, то урывками,
беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток
всевозможные аллергии не редкость.
- Ребенок - неуправляемый, при этом он абсолютно не
реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад,
детская площадка) ведет себя одинаково активно.
- Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою
агрессию - дерется, кусается, толкается, причем пускает в ход подручные
средства: палки, камни…
Основные причины
гиперактивности
Часто гиперактивность - это следствие не слишком гладкого
появления на свет и нарушений в грудничковом возрасте. В группу риска входят
детки, родившиеся в результате кесарева сечения, тяжелых патологических родов,
малыши-искусственники, родившиеся с маленьким весом, недоношенные. Учитывая,
что экология и темп современной жизни сейчас оставляют желать лучшего,
неудивительно, почему гиперактивные дети не редкость, а скорее норма нашей
сегодняшней жизни. И стоит оговориться: не все дети, входящие в группу риска,
обязательно являются гиперактивными! Да и впоследствии, если все
"недоразумения" (беспокойность, истеричность, колики, нарушения сна)
не исчезли до первого дня рождения малыша, то их не поздно привести в норму
после.
Что нужно
сделать, чтобы малыш избавился от "излишков" активности?
1. Создать ему определенные условия жизни.
Сюда входит
спокойная психологическая обстановка в семье, четкий режим дня (с обязательными
прогулками на свежем воздухе, где есть возможность порезвиться на славу).
Придется и родителям потрудиться. Если вы сами - очень эмоциональны и
неуравновешенны, постоянно везде опаздываете, торопитесь, то пора начинать
работать над собой. Мы больше не несемся сломя голову в сад, постоянно
поторапливая ребенка, стараемся поменьше нервничать и пореже менять планы
"по ходу дела". Скажите себе: "Четкий распорядок дня" и
постарайтесь сами стать более организованными.
2. Воспользуйся такими советами:
- Малыш не
виноват, что он такой "живчик", поэтому бесполезно его ругать,
наказывать, устраивать унизительные молчаливые бойкоты. Этим вы добьетесь
только одного - снижение самооценки у него, чувство вины, что он
"неправильный" и не может угодить маме с папой.
- Научить
ребенка управлять собой - ваша первоочередная задача. Контролировать свои
эмоции ему помогут "агрессивные" игры. Негативные эмоции есть у
каждого, в том числе и у вашего ребенка, только табу, скажите ему: "Хочешь
бить - бей, но не по живым существам (людям, растениям, животным)". Можно
бить палкой по земле, бросаться камнями там, где нет людей, пинать что-то
ногами. Ему просто необходимо выплескивать энергию наружу, научите его это
делать.
- В воспитании
необходимо избегать двух крайностей – проявления чрезмерной мягкости и
предъявления ему повышенных требований. Нельзя допускать вседозволенности:
детям должны быть четко разъяснены правила поведения в различных ситуациях.
Однако количество запретов и ограничений следует свести к разумному минимуму.
- Ребенка нужно
хвалить в каждом случае, когда ему удалось довести начатое дело до конца. На
примере относительно простых дел нужно научить правильно распределять силы.
- Необходимо
оберегать детей от переутомления, связанного с избыточным количеством
впечатлений (телевизор, компьютер), избегать мест с повышенным скоплением
людей.
- В некоторых
случаях излишняя активность и возбудимость могут быть результатом предъявления
ребенку родителями слишком завышенных требований, которым он по своим природным
способностям просто не может соответствовать, а также чрезмерного утомления. В
этом случае родителям стоит быть менее требовательными, постараться снизить
нагрузку.
- "Движение
- это жизнь", недостаток физической активности может стать причиной
повышенной возбудимости. Нельзя сдерживать естественную потребность ребенка
поиграть в шумные игры, порезвиться, побегать, попрыгать.
- Иногда
нарушения поведения могут оказаться реакцией ребенка на психическую травму,
например, на кризисную ситуацию в семье, развод родителей, плохое отношение к
нему, определение его в несоответствующий класс школы, конфликт с учителем или
родителями.
- Обдумывая
рацион ребенка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет
недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному малышу больше, чем другим
деткам необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жареного,
острого, соленого, копченого, побольше вареного, тушеного и свежих овощей и
фруктов. Еще одно правило: если ребенок не хочет есть - не заставляйте его!
- Подготовьте
своему непоседе "поле для маневров": активные виды спорта для него -
просто панацея.
- Приучайте
малыша к пассивным играм. Мы читаем, а еще рисуем, лепим. Даже если вашему
ребенку трудно усидеть на месте, он часто отвлекается, следуйте за ним
("Тебе интересно это, давай посмотрим…"), но после удовлетворения
интереса постарайтесь возвратиться с малышом к предыдущему занятию и довести
его до конца.
- Научите малыша
расслабляться. Возможно, ваш с ним "рецепт" обретения внутренней
гармонии - это йога. Для кого-то больше подойдут другие методы релаксации.
Хороший психолог подскажет вам, что это может быть: арттерапия, сказкотерапия
или, может, медитация.
- И не забывайте
говорить ребенку, как сильно вы его любите.